6. Понятие о    построении

Пейзаж парка должен напоминать естественную природу с той разницей, что в. парковом пейзаже допускается усиление того или иного природного элемента.

В исканиях художественных образов проектируемых пейзажей следует исходить от характера природного ландшафта данной местности и на его мотивах создавать свои произведения садово-паркового искусства.

Ландшафтный архитектор, создающий пейзажную картину не на полотне, а на местности, так же, как художник, должен определить и подчеркнуть в ней главное, передать зрителю задуманное эмоциональное воздействие пайзажа, его мотив. При помощи различных комбинаций форм, окрасок, освещения и других элементов можно создать пейзаж спокойный или стремительный, резко контрастный или гармоничный и вселить в зрителя задуманное настроение: веселое или грустное, лирическое или торжественное, или иных эмоциональных оттенков. Решать такую задачу средствами садово-паркового искусства, конечно, гораздо сложнее, чем средствами живописи, так как ландшафтный архитектор и озеленитель должны представлять картину в будущем, когда разрастутся растения (и знать, как они разрастутся).

Понятие о пейзаже почти всегда связано с наличием открытого пространства. В одних пейзажах оно невелико, замкнуто со всех сторон и    просматривается   лишь    на    30—

150 м. Это закрытые пейзажи, например небольшие поляны среди леса. Другие пейзажи — полуоткрытые, имеют глубину до 400 м. При большой глубине пейзажи считаются открытыми.

Если парк создают из лесного массива, то работу над пейзажами начинают с выявления лучших природных пейзажей и точек их обзора.

Если парк создают на пустыре, главные пейзажи определяют проектом с учетом рельефа и указывают их на плане и на отдельных чертежах.

Парковую композицию строят на принципе смены впечатлений от чередования открытых и закрытых пространств. Дорожка то уводит в тень массивов, то выводит на открытые места.

Как уже отмечалось, смену впечатлений усиливает внезапность. Например, если поляна прикрыта густым массивом и открывается внезапно при повороте дорожки.