Идея создания собственных российских садов

Большое влияние на развитие и характер русского садостроительства оказал А. Т. Болотов (1738—1833 гг.). Его многочисленные статьи по истории садов, парковому садоустройству и декоративному садоводству служили главным руководством для паркострои-телей того времени. С 1776 г. Болотов заведует в Тульском наместничестве землями, купленными Екатериной  II.

В это время в Богородицке на месте крепости XVII в. строится новый дворец, вокруг которого А. Т. Болотов создал великолепный ландшафтный парк. В то время парк считался чудом целого края. В Гатчинском дворце-музее хранятся две картины, изображающие виды этого парка. Судя по рисункам, парк представлял собой хорошо   устроенный   ландшафтный   сад

романтического типа. К сожалению, уже в первой половине XIX в. от парка и его сооружений ничего не осталось. Под влиянием произведения А. Т. Болотова в русских усадьбах конца XVIII в. появилось много новых «натурально прекрасных» садов.

Идея создания собственных российских садов с предельной выразительностью отразилась в строительстве одного из лучших произведений садово-паркового искусства — Павловского парка.

Наша страна обладает уникальными образцами садово-паркового искусства, в основном XVIII—XIX вв. Эти сады и парки — своеобразное явление в истории ландшафтной архитектуры. Большинство из них создавалось в процессе многолетнего сотрудничества русских мастеров с французскими, итальянскими, немецкими специалистами и представляло собой органическое слияние прогрессивных планировочных идей, развивающихся в общеевропейском садово-парковом искусстве, с приемами построения пейзажа, разработанными в русской архитектуре на основе особенностей ландшафта родной страны.

Целый ряд художественных и технических достижений, доведенных до совершенства в середине XVIII в., в эпоху расцвета русского регулярного садово-паркового стиля, может быть использован при создании современных парков.

На примере парка Петродворца можно проследить приемы использования воды — канала, бассейна, фонтанов и каскадов. Необыкновенное разнообразие этих приемов превращает Петродворец в своеобразное водное царство, где шум падающей и плещущей воды неразрывно связан с образом этого парка.