границы садового искусства

В XVII в. границы садового искусства расширяются. Здание перестает выступать изолированно и замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно «вбирает» в себя окружающий ландшафт, получающий вместе с ним единое архитектурное оформление.

Для барокко характерна вилла Медичи на Пинчио — так называемая вилла Пинчийна, по стилю имеющая много общего с произведениями Пирро Лиго-рио. Садовая архитектура Германии, Франции, Англии и России во многом испытала итальянское влияние.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613—1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке (11). В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Над ансамблем Во ле Виконт Ленотр работал в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебереном в 1661 — 1663 гг. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664—1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.) сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль (1662—1700 гг.). Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла 100 га. Продольный канал имел длину 1,4 км, поперечный — 1 км. Длина дворца 400 м.

Планировка Версальского парка (12) имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.

Дворец и парк — это как бы грандиозная карта. Вид с дворца — это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка (13). Таким образом, кроме главной панорамы есть еще  несколько  других  точек,   откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.