Гармония, единство и разнообразие, контраст, внезапность

Гармония — это такое единство, где элементы формы и пространства находятся в стройной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в данном произведении искусства. Гармония может быть основана на принципе тождества, т. е. повторения тех же элементов, форм, пространств (единство в единообразии) , на принципе подобия, т. е. повторения подобных элементов, форм, пространств (единство в разнообразии) и на принципе контраста (единство в противопоставлении).

Для достижения единства во вновь создаваемых садах и парках надо подражать природе. Но подражать не слепо, а следуя определенному замыслу об облике создаваемого сада, парка.

Единству парковых пейзажей помогает единство растительности, составляющей эти пейзажи. И следует стремиться не столько к многообразию пород, сколько к показу разнообразия каждой породы. Надо помнить, что лучшие русские парки, в частности Павловский, состоят из ограниченного числа древесных и кустарниковых пород.

Хорошими приемами привлечения внимания и устранения монотонности являются контраст и внезапность.

Контраст, как определяет В. Л. Мин-довский,— это сопоставление резко отличных предметов или явлений. Деревья

будут контрастировать между собой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышается, если одна из пород количественно преобладает, а другая представлена только вкраплениями.

Кроме таких контрастов, действующих на наши чувства сразу, очень важны последовательные контрасты, например внезапные переходы от темных массивов на светлые  поляны.

Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений имеет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и более рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Это положение практически означает, что у одинаковых по содержанию предметов контрастировать должны только их окраска и форма. Например, деревья с круглыми или плакучими кронами контрастируют с деревьями пирамидальной или колонновидной формы, зеленая листва — с серебристой, листья — с хвоей, гладкое — с шероховатым, темное — со светлым, вогну- . тое — с выпуклым и т. п.