дендропарки и дендрарии

Благодаря акклиматизации растений парки и сады второй половины XIX в. обогатились в дендрологическом отношении, а многие из них превратились в дендропарки и дендрарии.

В этих условиях трудно стало создавать художественное единство ландшафта, о котором так заботились пар-костроители XVIII и первой половины XIX в. То же самое происходит в цветочном оформлении садов и парков. В цветниках начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются замысловатые и сложные рисунки, появляются лепные украшения в виде ваз и других сооружений.

Однако несмотря на богатство и красоту, царскосельские парки в 70-х годах XVIII в. подверглись коренной переделке с изменением их внешнего вида.

На территории нашей страны в этот исторический период была создана целая сеть пейзажных парков. Среди них мировой известностью пользуется Павловский парк (32). Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин и художник П. Гонзаго сумели превратить Павловский лес в чудесное произведение садово-паркового искусства.

В Павловском парке сочетаются элементы регулярной планировки с живописной композицией пейзажей при гармоничном объединении в единую систему различно решенных участков. В парке можно выделить семь как бы различных ландшафтных участков: Парадное ложе, долина р. Славянки (33), Белая береза, Большая звезда и Краснодолинные пруды, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Район Дворца. Взаимосвязь этих ландшафтов решена в органическом единстве как в объемно-пространственном, так и в планировочном отношении.

Архитектурно-планировочное решение строится по принципу нарастания от периферии парка, где он мягко сливается с окружающим пейзажем, к основному архитектурному сооружению парку-дворцу. По мере приближения к дворцу сеть дорожек становится гуще, богаче решается композиция насаждений. И все же не дворец определяет общее построение композиции парка. Скорее, это художественно полноценное сочетание естественных насаждений, открытых пространств и искусственных композиций.