архитектура и планировка виллы дЭсте

Сад занимает склоны холмов и построен по принципу суммирования в достаточной мере изолированных и замкнутых пространственных единиц. Палаццо, грот с большим фонтаном на его крыше, амфитеатр, поднимающиеся зеленые террасы. По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру. Весь облик сада свидетельствует о том, что разбивка новых аллей, форма подстрижки деревьев — все согласуется с окружающей природой.

Для архитектуры и садового искусства XVI в. характерны новые приемы, при помощи которых создается впечатление единства. Здание ставится в определенную композиционную взаимосвязь с ландшафтом, большое распространение получают архитектурные сады.

Наиболее сильное влияние на историю дальнейшего развития садово-паркового искусства оказали архитектура и планировка виллы д'Эсте (10), созданной архитектором Пирро Лиго-рио и отличавшейся множеством гидротехнических сооружений, гротов и прочих устройств.

Сад был устроен на пяти террасах. На верху холма располагался дворец. Главная терраса перед дворцом поддерживалась высокой каменной стеной. В стене имелись три грота. От среднего грота шли спуски к краям третьей террасы с фонтаном в виде цветка лилии. Такие же спуски доходили до середины четвертой террасы к гроту, украшенному небольшими фонтанами. От грота красиво изогнутые лестницы спускались на пятую террасу к фонтану «Четыре дракона», также расположенному перед гротом.

От фонтана через весь сад была проложена широкая аллея из кипарисов. Другая не менее эффектная перспектива открывалась с самого подножия холма.

На одной стороне холма находился павильон оригинальной архитектуры, расположенный над падающим каскадом воды. На середине холма имелась еще одна перспектива — «Аллея 100 фонтанов», окаймленная скульптурами, источающими воду. Аллея замыкалась с одной стороны великолепным фонтаном «Сивилла», с другой — «Площадкой Древнего Рима». На всех перекрестках аллей были устроены фонтаны.

Итальянские   сады   этого   времени составляли неотъемлемую часть дворца или дома и представляли собой как бы его внутренний двор.