приемы линейной перспективы

Широко применяют приемы линейной перспективы и при архитектурном «обыгрывании» водных мотивов в садах и парках. Для зрительного увеличения объема озера или пруда противоположный от наблюдателя берег «понижают» путем посадки деревьев меньшей величины.

Каждый предмет лучше рассматривается с определенного расстояния. Обычно оно равно от полуторной до тройной высоты предмета. Значит, высокие деревья желательно размещать дальше от дорожек. Лучшим углом зрения для просмотра пейзажа без поворота головы считается угол в 28— 30 °. Но допустим угол и в 60 °.

Подъем зрительно увеличивает расстояние, склон — уменьшает. Растительные группировки и садовая архитектура просматриваются лучше, если они расположены на слегка поднимающейся местности.

Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это сопоставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя покажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья небольшой высоты и низкие кустарники.

Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень размещать на повышенных местах, а низкую — по низинам.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива, по определению В. Л. Миндовского, это оптическое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от большей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зависимости от этих условий синева воздуха больше или меньше обволакивает предметы, изменяя тона их окрасок.

При проектировании следует учитывать следующие особенности цветов:

красный при удалении приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на значительном удалении становится зеленовато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желтоватый оттенок.

Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени становятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые предметы на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наоборот.

Растения со светлой кроной, размещенные на фоне темных однопород-ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, снимают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более прозрачной кроны крайнего ряда пейзажей