Предназначение, целесообразность

Произведение любого искусства имеет определенную целеустремленность,  и главная его  задача — нести

прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитектуры.

Основная идея, общий композиционный замысел — это, во-первых, определение целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во-вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. определение формы, выражающей содержание.

Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда решается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него.

Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме»— основное правило ландшафтного проектирования. По его принципу распределяется территория объекта, решается его планировка и озеленение.

Главенство и подчинение

Произведение .любого искусства должно иметь что-то главное, характерное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усиливать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не будет, утверждает В. Л. Миндовский, то произведение станет безликим, невыразительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, перестанет поражать, восхищать.

Необходимость выделения главного и характерного относится и к садово-парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зеленью. Зелень как элемент природы и созданные человеком постройки должны гармонично сочетаться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться    этому    архитектурному сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или контрастно подчеркивать архитектурные особенности здания. Такое отношение зелени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других крупных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной маскировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в садах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам.